Истоки появления парных портретов

В XV веке профильные портреты, представляя собой вполне самостоятельные произведения, создают впечатление асимметрии, сдвинутости композиции. Каждый профильный портрет XV века невольно мыслился как часть боковой фигуры, расположенной справа или слева от несуществующей главной.

Композиционная несамостоятельность, фрагментарность профильного портрета XV века сказывается и в том, что он постоянно как бы требует некоторого дополнения. Отсюда — распространение парных портретов.

Парный портрет (или двойной) изначально — это два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Они равны по величине, похожи одна на другую и назначены висеть на стене симметрично. На парных портретах чаще всего изображены супруги или помолвленные, иногда братья и сестры, реже родители и дети.

Классический пример парного портрета — изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа в 1465 году.

Разъединенные парные портреты

Вполне возможно, что малое количество парных портретов, написанных как два портрета, в музеях мира объясняется тем, что многие единичные портреты изначально были парными, а впоследствии были разрознены.

Одна часть парного портрета может быть утеряна или находиться в экспозиции другого музея, но о наличии парного портрета можно догадаться по композиции, например, повороту головы или жесту рукой.

Например, портрет Аньоло Дони, написанный Рафаэлем Санти, составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль. Эти две картины нужно воспринимать вместе, ведь они задуманы и выполнены именно как парные изображения.

Если расположить портрет мужчины слева, а портрет женщины справа (так принято в геральдике), то облако и пейзаж в правом верхнем углу портрета Аньоло и левом верхнем углу портрета Маддалены совместятся, что доказывает целостность данных портретов.

Считается, что раньше две части этого парного портрета скреплялись шарнирами, наподобие алтарных складней.

Самый известный парный портрет в истории живописи

Иногда парные портреты написаны не на разных холстах, а на одной основе. Самый известный пример подобного парного портрета — это «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка, написанный художником в 1434 году. Это первый известный в европейской живописи парный портрет.

Необычные парные портреты

В музее Бойманса-ван Бёнингена (Голландия, Роттердам) есть парный портрет двух молодых людей — Парный портрет — Жан-Батист де Шампень и Никола де Платт. 1654. Один из молодых людей присел на закраину мольберта, на котором видна надпись на латинском языке, переводимая как «Ж. Б. де Шампень меня сделал». Другой молодой мужчина рисует, положив листок бумаги на дощечку, где написано: «Н. Монтань меня написал». На краю его рисунка стоит дата — 1654. В этом году двое молодых друзей – художники Жан-Батист де Шампень и Никола де Плат Монтань — написали портреты друг друга, объединив их на одном холсте.

Интересное сопоставление характеров героев картины (серьезность и сосредоточенность одного и непринужденность и юношеская привлекательность другого) и продуманная композиция при строгой сдержанности колорита делают эту раннюю картину одной из вершин в творчестве обоих художников.

Особенности написания парного портрета

Парный портрет требует не только передачи сходства с оригиналами, но и передачи особой обстановки, той атмосферы, в которой находятся портретируемые. Проникнутая чувством взаимопонимания атмосфера придает портрету единую эмоциональную настроенность и сообщает новое звучание каждому из образов.

При работе над парным портретом художнику важно, чтобы портрет не превратился в жанровую картинку: все средства композиции должны быть направлены на портретную характеристику персонажей. Композиция в парном портрете должна быть подчинена человеку.

Чаще всего на парных портретах изображены родственники:

  • супруги;
  • помолвленные;
  • дети;
  • один из родителей с ребенком.

Нравственные нити, протянутые от одного близкого человека к другому, и образуют подлинную тему двойных портретов.