Рейтинг художников России по написанию мужского портрета, составленный командой наших специалистов, дает представление об уровне профессионализма своих участников-живописцев и мастеров художественного искусства. На официальных сайтах представленных в рейтинге художников вы можете узнать о каждом из них более подробную информацию, и при желании, заказать у него картину.

Нашими экспертами (искусствоведами, социологами, аналитиками) изучены картины более 1000 художников и проведена оценка качества их деятельности на основании почти 5000 отзывов их клиентов. Мнения собирались как по глобальной сети, так и в форме телефонных опросов. Поставленная нами цель — помочь пользователям сети выбрать для себя подходящего автора, думаем решена.

Примеры работ художников из рейтинга

Эволюция в написании мужского портрета

Первыми мужскими изображениями можно считать фаюмские портреты, созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Это ранние образцы станковой портретной живописи.

В Средневековье зародился жанр портрета. Типичный мужской портрет того времени – «Портрет Иоанна Доброго», 1363. Старейший из известных профильных портретов в Европе.

Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Первые портреты, в том числе и мужские,  отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто художники изображают модель в профиль.

В 1360—1380 годах решающий импульс развитию портрета придал французский двор Валуа. Ранние образцы европейского портрета относятся именно к этому периоду.

«Выход из профиля в фас» является композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

К середине XVI века самым лучшим портретистом Европы считается Тициан. Он писал дожей и пап, но успехов добился, изображая людей своего круга, — таков портрет молодого юриста из Феррары Ипполита Риминальди, 1545. Самая известная работа Тициана в жанре мужского портрета — «Мужчина в голубом», 1512.

В XVI веке интерес художников фокусируется на личной индивидуальности человека. Модель на портрете утрачивает скованность, замкнутость, присущие портретам XV века.

В XVI I веке испанский портрет соответствует представлениям о достоинстве личности: в облике изображенного человека отражались сила, мужество, ум, которыми он обладал. Испанский художник Веласкес настолько правдиво раскрыл сущность своей модели в портрете папы Иннокентия X, что тот по окончании работы воскликнул: «Слишком правдиво!».

В XVI I веке в творчестве Рембранта жанр портрета получил свое дальнейшее развитие: благодаря глубокому проникновению в психологию изображаемого эти работы часто называют портретами-биографиями. На портретах Рембранта освещено только лицо, все остальное скрыто в полумраке. Свет и тьма создают игру, соответствующую внутренней жизни изображаемого человека. Известнейшие работы позднего Рембранта в жанре мужского портрета  – «Портрет старого еврея» (1654) и «Портрет старика в красном» (1654).

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте.  Достижения реалистического портрета предаются забвению. Портреты отличает монументальная обобщенность силуэта, изящество поз, величественное звучание колорита. Парадный аристократический портрет приходит к безличному стандарту.

Во второй половине XVIII века происходит перемена в содержании творчества портретистов: барочные парадные изображения, отражающие прежде всего заслуги заказчика и его место на социальной лестнице, постепенно вытесняются камерным портретом. Интерес  художников сосредоточился на неповторимой жизни личности. «Портрет П.А. Демидова (1773) Д. Левицкого,

Мужские портреты XIX века  — О. Кипренский «Портрет Е.В. Давыдова» (1809), В.Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»(1827), А.Венецианов «Портрет М.В. Карамзина» (1828), И.Крамской «Портрет Л.Н.Толстого» (1873), И.Репин «Портрет М.П. Мусоргского» (1881).

Портрет в XIX веке – это фотография современника. Благодаря творчеству художников люди знают какова была внешность того или иного общественного деятеля, литератора, композитора.

В XX веке  жанр портрета пришел в упадок. Развитие жанра приостановило изобретение фотокамеры. Портреты перестали быть средством запечатления человеческого лица, превратившись лишь в вариации на определенные темы.  Пример мужского портрета XX века — Хуан Грис. «Портрет Пикассо» (1912).

Функции мужского портрета в процессе его становления

  • портрет символизировал государственную функцию изображаемого лица, к которой приравнивалась сама личность человека;
  • портрет отображал индивидуальные черты конкретного человека, его характер, душевный мир.